
Что такое Art&Science и с чем его едят? Широкой вятской публике представилась возможность разобраться в этом, пообщавшись с одним из ведущих экспертов в области технологического искусства. В Кирове прошла лекция Дмитрия Булатова, художника, куратора, теоретика, более 20 лет исследующего взаимодействие искусства и науки.
Лектор дал такое определение Art&Science: это область современного искусства, представители которого используют различные концептуальные ходы, научно-исследовательские методики, технологические гаджеты и решения для создания своих произведений искусства.
Со стороны эти произведения могут выглядеть, мягко говоря, необычно: пауки, плетущие магнитную паутину; нервная ткань, созданная из клеток крови человека и влияющая с помощью электрических импульсов на процесс музыкальной импровизации; выращенное и вживленное в руку художника третье ухо. Art&Science картины реагируют на внешние стимулы, растут, питаются и даже размножаются!
Зачем все это нужно? Для чего современные художники, теоретики искусства, исследователи, ученые создают такие причудливые переплетения современных технологий и искусства?
По словам Булатова, как и всё творческое, эти произведения рождаются как импульсивная реакция на происходящее, в ответ на непреодолимую потребность высказаться. В результате мы можем получить неожиданную картинку – некую оптику, через которую иначе увидеть себя и мир вокруг.
Лектор приводит в пример инсталляцию Дмитрия Морозова «Poise – [d]», в которой три роботизированных устройства, каждый со своей логикой существования, составляют единую систему. Части ее не знают о сути других элементов, но влияют друг на друга и балансируют, постоянно меняя алгоритмы и параметры. Совместные действия этих сущностей – бесконечные этюды на взаимодействие, адаптацию и достижение равновесия.
В этой модели отношений художник видит прямые аналогии с реальностью: наш мир состоит из сложных динамических сущностей, о которых мы ничего не знаем. Они постоянно наводят справки друг о друге и, меняя параметры, ищут способы адаптироваться к ситуации.
– Именно такое преставление о мире и формирует кибернетическое искусство, – говорит Дмитрий Булатов. – Современные художники считают человека всего лишь элементом в сети взаимодействий, а антропоцентризм – архаичностью. Движение из темного прошлого в светлое будущее для них – вовсе не аксиома. Скорее, это движение по странным траекториям, где все соприкасается со всем и контачит…
В инсталляции Урсулы Дамм «Вегетативный преобразователь» создана модель экосистемы, состоящей из аквариума, водорослей и поедающих их дафний (водяных блох). Наблюдая за происходящими процессами, автор делает вывод: любая природная адаптивная система функционирует как мозг, может найти схему коллективного равновесия с окружающим миром и научиться гибко реагировать на изменения.
Художники Art&Science задаются вопросом: зачем тратить силы на создание компьютеров, если вычислительными процессами может управлять ближайшее болото? Все необходимое уже есть в природе, нужно только выйти с ней на связь и наладить взаимодействие!
– Кибернетические произведения довольно сильно отличаются от других глубоким пониманием сложности окружающего мира, – отметил в заключение лекции Дмитрий Булатов. – Художники, как могут, отражают это понимание. Они создают образы новой реальности, не похожей на нынешние человеческие представления, и делают нас более гибкими и адаптивными перед лицом будущего.
Напомним, лекторий «Междисциплинарные диалоги» – совместная инициатива Центра инновационного развития культуры и искусства и Вятского художественного музея. Проект является победителем регионального грантового конкурса для СОНКО 2022 года, организованного министерством внутренней политики Кировской области при поддержке Фонда президентских грантов.